Почему чудища так пугают нас — и так завораживают? Почему когда-то мы боялись стоглавых гигантов, а потом резко переключились на вампиров, мумий и кадавров, собранных из частей тел? Что скрывают в себе их образы?
Встречайте: «Монстры у порога» — первая книга от издательства МИФ и онлайн-лектория «Страдариум». Доктор филологических наук Алексей Вдовин проведет вас в мир литературных монстров и посвятит в тайны Мефистофеля, Франкенштейна, Дракулы — и других, более экзотических тварей.
В книге десятки цветных и черно-белых иллюстраций. Готовы узнать, как выглядит жуткий Вий? |
|
|
|
| |
Вспомните мифических чудищ Древней Греции: Минотавра, лернейскую гидру или Сциллу с Харибдой. Это существа из мира неукрощенной природы. А теперь сопоставьте их с «извергом» Франкенштейна: он оживлен электричеством, ищет любви и потом озлобляется на создателя. Или Дракулой: тот строчит письма, пользуется кораблями и соблазняет юных дев. |
|
|
|
| |
| Монстр ― это всегда порождение человеческих страхов, а их набор зависит от общества и эпохи. |
|
|
|
| |
В Античности люди боялись стихий и богов, а в XIX веке ― дерзновений науки и сердцеедов с Востока. А еще монстры двойственны. Где ужас ― там и влечение. Пресловутых юных дев почему-то неудержимо влечет к вампирам, а Хома Брут из повести Гоголя зачарован красотой и привлекательностью ведьмы-панночки. |
|
|
|
| |
Монстр-монстр, что ты прячешь? |
|
|
|
| |
Давайте поиграем. Возьмите любого современного монстра, какой больше нравится. Например, Фредди Крюгера или клоуна Пеннивайза. Погуглите, когда именно его придумали, и запишите 3 пункта о том, какие страхи и желания он воплощает: общие, присущие окружению или ваши собственные. |
|
|
|
| |
Ксеноморф из фильма «Чужой» (1979). Источник. |
|
|
|
| |
Мы в МИФе выбрали ксеноморфа из фильма «Чужой» (в книге про него не было, честно!). И вот что вышло:
желание покорить космос (1979 год ― это излет «космической гонки»); страх перед его глубинами; страх перед инфекциями.
А кого выбрали вы? И что получилось? |
|
|
|
| |
Откуда у первой жертвы вампира, Люси, эта диковинная фамилия ― Вестенра? Зачем он упоминает, что в его жилах течет кровь Аттилы? Где был таинственный граф последние 300-400 лет ― со Средних веков и до того, как явиться в Лондон? |
|
|
|
| |
Все это мы поймем, лишь обратившись к значению Дракулы как символа. Ведь он ― настоящий кладезь потаенных желаний и фобий тогдашней Британской империи. Воплощение восточной отсталости и животного эротизма ― в эпоху колониализма и пошатнувшегося табу на сексуальность. Чернокнижник ― а ведь британцы и сами баловались оккультизмом. Ловкий соблазнитель ― тогда как нам почему-то нельзя... «Все, что связано с Дракулой, связано на самом деле с сексом. Дракула — это кривое отражение скрытых и явных желаний большинства людей: удовлетворять свои сексуальные потребности, обладать властью и богатством».
|
|
|
|
| |
Эта книга — о фантастических монстрах и текстах, в которых они обитают. Создателях того и другого — и эпохе, когда они жили. Какие страницы политической и социальной истории повлияли на литературных монстров? Чем русские вампиры отличались от западноевропейских? |
|
|
|
| |
| Благодаря книге вы по-новому взглянете на знакомые тексты готической классики — и познакомитесь с теми, о которых вряд ли слышали. |
|
|
|
| |
«Эта книга родилась из моей давней страсти ко всему новому, неизведанному, непознанному. Триллер или фильм ужасов одновременно и пугает, и неотвратимо манит к себе. Но страшно. Но увлекательно. Но жутковато. Замкнутый круг...», — пишет автор книги, историк литературы и доктор филологических наук Алексей Вдовин.
Вот еще несколько «страшных тайн», разгадка которых вас ждет на страницах:
Почему у чудовища Франкенштейна смуглая кожа Какими научными открытиями вдохновлялась Мэри Шелли Как Гоголь обманывал читателя насчет Вия Почему в России почти нет «своих» монстров Чем так страшны египетские «Жуки» Как монстры «переехали» из заброшенных замков в города Секреты популярности Дракулы Каких монстров нам готовит грядущий век
«И хочется, и колется» ― поговорка, лучше всего отражающая наши отношения с монстрами. Потому что речь о нас самих. Погрузитесь в пугающий мир литературных чудовищ ― если не боитесь узнать что-то новое о себе. |
|
|
|
| |
Монстры у порога Как увидеть в монстрах отражение общества, культуры, истории |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|